Новости

Вологодский общегородской крестный ход 31.10.2017.

Данный текст приурочен мною к годовщине принесения частиц свт.Маркелла Вологодского и свт.Иннокентия Херсонского в Воскресенский кафедральный собор города Вологды, прихожанином которого я являюсь почти с самого его возвращения в лоно Церкви. Сему историческому событию я самолично был свидетелем. Оно было важной вехой на пути духовного возрождения Вологодчины. В том же самом году произошло ещё одно важное историческое событие – крестный ход к месту, где находился Спасо-Всеградский собор, а теперь установлен поклонный крест. Это являлось возрождением давней традиции, возвращением к своим истокам.


О Спасо-Всеградском соборе я уже писал в цикле, посвящённом его жизни. Данный текст является продолжением этого цикла, приуроченного как раз к этому крестному ходу и празднику, который вологжане традиционно отмечали в этот самый день. Это было событием огромной важности, весьма знаменательным. Нельзя не отметить его духовное, историческое и агиополитическое значение.


ЧАСТЬ I. СОБОР КАК СИМВОЛ.

ЧАСТЬ II. ГОРОДСКАЯ СВЯТЫНЯ.

ЧАСТЬ III. УБИЙСТВО СОБОРА.


***


Варварское разрушение Спасо-Всеградского собора стало огромной трагедией, словно бы у города отняли его душу, словно бы нанесли удар в его сердце. В третьей части я писал об этом, отметив, что данное злодеяние было совершенно вопреки готовящейся постановке здания собора на общесоюзный уровень охраны как памятника культуры. И главным преступником являлся тогдашний глава города Парменов. В декабре прошлого года в газете «Премьер» вышла статья о нём, вызвавшая отклики, посещённые в начале января уже года нынешнего. Довольно резко высказался о Парменове вологодский писатель Роберт Балакшин, о котором я упоминал в своём очерке. Вот что было опубликовано в газете: «Писатель Роберт Балакшин отправил в редакцию газеты письмо, озаглавив его «Другое мнение». Роберт Александрович не согласен с нашей публикацией и сравнивает Парменова с Дрыгиным, который «по приказу ломал людей через колено»: «Такой же был и Парменов, с него, именно с него началось уничтожение исторической застройки деревянной Вологды. Вот краткий перечень его «подвигов»: снос городской святыни — Спаса Обыденного, деревянного Красного моста, снос Богородского кладбища, уничтожение каменной ограды Свято-Духова монастыря»»[1].


1970-е. Слева направо: 1-й секретарь Вологодского обкома КПСС Дрыгин (в профиль), председатель Вологодского горисполкома Парменов (в центре), директор ВПЗ Федулов (стоит) и директор треста "Вологдапромстрой" Кужлев. 


А вот текст письма Роберта Александровича в адрес главного редактора газеты, опубликованного в сети: «Дорогая Марина[2], здравствуйте! Я поражён Вашим упорным желанием представить Парменова отцом родным для Вологды. Хотя он никогда им не был. В последней заметке написано, что на него оказывалось давление, т.е. не он один виноват. Известная советская повадка: я не виноват, и тот не причём, а собора нет. И спросить не с кого. У меня есть письмо из областного архива, в котором говорится: В дополнение к решению горисполкома № 363 от 24 июля 1970 года о закрытии кинотеатра им. Горького, принимая во внимание аварийное состояние бывшего кинотеатра и невозможность использовать его для других целей, ИСПОЛКОМ ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РЕШИЛ: здание бывшего кинотеатра им. Горького снести.  Решение исполкома подписывал его председатель. Следовательно, Парменов всё знал. Аварийное состояние здания было таково, что для сноса его прибегли к взрывчатке, даже отбойные молотки (я слышал их работу) не брали кладку. По свидетельству ныне покойного А.Ф. Кужлева[3] Парменов сказал ему, глядя, как рушат собор (А. Кужлев был у него в кабинете):  – Собор ломают. И это знал, Мы-то, советские рядовые люди, которым не говорили правды, думали, что сносят просто старое здание. О том, что это собор, мы, прожившие к тому времени в городе 40 лет, понятия не имели. Я предполагаю, что вся возня вокруг имени Парменова затеяна для того, чтобы соорудить ему памятник. Будет с него и того, что вопреки положению о присвоении звания и вопреки здравому смыслу, Парменову присвоили звание Почётного гражданина (это сравнимо с тем, что звание Почётного гражданина Москвы присвоили бы Кагановичу, взорвавшему храм Христа Спасителя). Не бывать памятнику христопродавцу (Парменов сын попа), кощуннику. Если не хотите беспорядков, пикетирования городской управы, уймитесь, успокойтесь. Он получил всё при жизни, Как бы ни старались, ни пыхтели его родственники, посмертной славы он не достоин»[4].


Роберт Балакшин, вологодский писатель. 


Приведу также цитату из книги Роберта Александровича «Мой город милый», переизданной в 2014 году: «Кому первому ударила в голову богохульная мысль о сносе собора, на ком лежит несмываемый грех – едва ли мы узнаем. Тогдашний председатель горисполкома В. Парменов давно мёртв, а на доме, где он жил, даже повешена мемориальная доска. Его единомышленник городской архитектор Н. Луценко, по пошлому складу ума мечтавший сделать из Вологды второй Париж, пребывает в иных краях. Преступное деяние замыслили, обговорили, решили, согласовали и приступили к выполнению. Доброе дело не нуждается в особой подготовке и тем паче в оправданиях, а дельце позорное, подлое нужно заранее оправдать, преподнести как благое, общеполезное. Необходимо подготовить к нему общественное мнение, хотя всерьёз никто и никогда у нас с мнением этим не считался – ни в советские времена, ни в нынешние. Кинотеатр закрыли 24 октября 1971 года, за неделю до 316-й годовщины знаменательного события (демонстрировался фильм «Моё последнее танго»). Когда из него вывезли аппаратуру, мебель и прочее, кинотеатр умышленно оставили беспризорным. Двери и окна в нём вскоре оказались выломаны, и в пустующее, сиротливо зияющее глазницами окон здание заходили и забегали все, кому не лень (случайные прохожие, бродяги, собаки), и делали там, что хотели. Немудрено, что через год собор являл собой зрелище безобразное. И это в центре города! На центральной площади, чуть ли не по соседству с обкомом! Да его давно пора снести! Его и снесли, а чтобы место не пропадало даром, соорудили тут огромную клумбу. Варварство совершилось в сентябре 1972 года, не в годину борьбы с религией или хрущёвских гонений, а в эпоху расцвета советской культуры. Попутно, за один скрип, как говорится, погубили детский парк с русскими каруселями и сказочными домиками, до революции именовавшийся Пушкинским. Священные стены собора долбили ломами и отбойными молотками, грызли бульдозерами, крушили взрывчаткой, раздирали, растаскивали по площади, как куски живого тела, танками. Но о том, что сносят именно собор, знали только старожилы. Из нашей памяти так усердно выскребали всё святое, что мои ровесники, да и я сам, думали, что с площади убирают старое захламлённое здание. И вот не стало собора. Это же бред: уничтожить святыню, чтобы потом разводить тут маргаритки и анютины глазки. Скатилась бесценная жемчужинка с ладони, канула в щель меж половицы, провалилась в чёрный подвал беспамятства – попробуй сыщи теперь. Неблагодарные потомки предали поруганию и старинный обет, и завещание предков чтить великий день, когда Господь явил чудо перед людьми Своими. Как, почему у нас сложилось такое отношение к отечественной культуре? Почему в родном доме ведём мы себя как дикие кочевники, которым ничего чужого не жаль? Но оглядитесь вокруг: ведь всё, что окружает нас, одухотворяет и живит – это всё родное, кровное, своё. Год сноса Спаса Обыденного, казалось бы – дела давно минувших дней, но и до сего дня в моей родимой Вологде ломают деревянные дома. На дрова сводят нашу память. Нашу историю. Доведут дом до аварийного состояния, а потом сломают. А то и подожгут. От русской Вологды остались жалкие крохи. Да и вся наша культура стремительно превращается в культуру сувенирную, резервационную, а полноправной хозяйкой в российском доме (не без поддержки властей) становится массовая культура –  чума XX и XXI столетий. Когда, когда люди очнутся, одумаются? Когда вспомнят, что они – русские, что своё родное не разрушать, а беречь, лелеять надо? И поймут не вследствие приказов и инструкций, а душой»[5].



Евгений Шулепов, мэр Вологды (2008 - 2016), ныне - депутат-одномандатник Государственной Думы от партии "Единая Россия". 


О восстановлении собора или хотя бы какого-то иного храма на этом месте в наше время стали говорить всё чаще. Я приводил в очерке слова митрополита Вологодского о том, что нужно, чтобы на этом месте был какой-то храм, хотя бы и небольшой. Весной 2013 года (незадолго до выборов главы города) с такой инициативой выступил мэр Вологды Евгений Шулепов. Планировалось, что собор будет построен к 2017 году, к 870-летнему юбилею. Был запланирован капитальный ремонт площади «Революции». Планировалось, что «зуб» (т.н. «памятник героям гражданской войны и революции») перенесут в Парк Ветеранов, а на его месте будет восстановлен бывший некогда на этом месте фонтан. Восстановление собора, которое бы было осуществлено на добровольные пожертвования спонсоров и самих вологжан, было бы, по словам Евгения Борисовича, своеобразным всеобщим покаянием (тем более, что в 2017-м отмечалась 100-летняя годовщина революции, имя которой было дано площади, состоявшей из бывших Сенной и Спасской площадей)[6].  Также глава города отметил, что храм будет высотой около 50 метров и объединит архитектурные стили многих вологодских соборов[7]. Однако этот замысел не был исполнен, а в 2016-м Евгений Шулепов покинул свою должность, перейдя на работу в Государственную Думу в качестве депутата-одномандатника. В 2017 году представитель епархии иерей Кирилл Киселёв заявил: «Действительно, исторически здесь находился собор, который являлся лицом и частью глубочайшей нашей истории вологодской. У нас в планах, как мы говорим, если Господь сподобит, всё-таки возродить собор на этом месте»[8]. В том же году администрация заявила о новых планах реконструкции в рамках проекта «Городская среда». ««На первом этапе планируется сменить асфальтовое покрытие на брусчатку на территории Детского парка. Далее на очереди – сквер у Вечного огня. Не менее сложная задача – облагородить территорию у памятника героям революции и гражданской войны. Монумент планируется перенести в парк Ветеранов, а на его месте – на главной площади Вологды соорудить фонтан», – сообщил ИА «Вологда Регион» главный архитектор города Александр Борисовский»[9]. Идея переноса уродливого монумента из центра возникла ещё в 2007 году по инициативе архитектора Николая Майорова, который «предлагал также параллельно изучить вопрос восстановления на площади Революции уничтоженного в конце 1920-х годов храма Николы на Сенной и Спасо-Всеградского собора»[10], но не состоялась по причине смены руководства города и финансового кризиса. Первый этап проекта вошёл в перечень участков, за которое 18 мая 2018 года голосовали вологжане в рамках проекта «Городская среда» и занял там 12-е место. Когда изображения планируемых замыслов были опубликованы в газете в первый раз, то автор этих строк с удивлением увидел проект площади без «зуба» и с собором. Впоследствии, однако, картинка публиковалась уже без этой части площади, т.е. был показан только первый этап реконструкции, а строительство собора и перенос «зуба» был отнесён ко второму этапу.



Сразу после заявления мэра Евгения Шулепова и высокопреосвященного митрополита Игнатия озникли негативные реакции храмофобов. «Градозащитница» О.Смирнова заявила: «Как коренная вологжанка, я очень трепетно отношусь к истории создания этой церкви в далеком 1654 году. Но история Спасо-Всеградского собора в жизни Вологды, это не только «общественного приговора» вологжан, но и история разрушения. Нельзя создавать симулякр истории. Правильным и очень вдохновляющим было бы археологическое раскрытие фундамента собора — это действительно аутентичная история и минимальное вмешательство в современное пространство площади Революции. Я считаю, принимать решение на уровне органов власти – хоть церковной хоть светской – без мнения культурного сообщества вологжан бессмысленно. А уж говорить о новом дорогостоящем строительстве, когда в ста метрах разрушаются уникальные фрески церкви Иоанна Предтечи в Рощенье»[11]. Очевидно, как всякий либерал, данная гражданка органически ненавидит всё, что связано с Православием, для неё храм – это не святыня, а только исторический памятник. Последняя фраза вообще является открытым выпадом против Церкви, которой данный храм вновь принадлежит с 2006 года. Ещё одно заявление принадлежит тотемскому краеведу Алексею Новосёлову, имеющее довольно глумливый заголовок – «Спасите от Спасо-Всеградского»[12]. Ему не нравится то, что «вместо воссоздания исторического здания нам обещают новодел». То есть это человек, который также не понимает, что главной задачей является восстановление святыни, строительство храма вообще на этом месте, чтобы поддерживать исполнение давнего обета. Также он говорит о том, что полно незанятых храмов и «людей нет». Это заявление было сделано в 2013-м. В настоящее время большинство вологодских храмов переданы Церкви и в них возрождается приходская жизнь. Митрополит Игнатий сумел добиться передачи огромного количества храмов Церкви, за что вологжане всегда будут ему благодарны. К тому же, вопреки всем злопыхателям, число прихожан в храмах стало увеличиваться, люди стали активно воцерковляться.



Итак, 31 октября 2017 года состоялся общегородской крестной ход от Воскресенского собора, где пребывает частица мощей святителя Маркелла, до Поклонного креста на месте Спасо-Всеградского собора. Для этого из собрания Вологодского государственного музея-заповедника была выдана икона Спаса Всемилостивого – копия с оригинального образа, сделанная в 1755 году. Икона была помещена в Воскресенский собор, где находилась всё время продолжения Божественной литургии, а потом с крестным ходом она была доставлена к Поклонному кресту, где после молебна верующие смогли приложиться к чудотворному образу. «За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили благочинные Вологодских городских и районных округов, профессорско-преподавательский состав Вологодской духовной семинарии и монашествующие Вологодской епархии в священном сане, настоятели, священники приходов и клирики Вологодской епархии»[13].



Первый общегородской крестный ход возглавил лично митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Под мокрым снегом, по лужам, верующие шли с молитвами и осеняя себя крестным знамением. В крестном ходе приняло участие более тысячи человек, которые пришли, несмотря на ненастную погоду. В крестном ходе и молебне принял участие и на тот момент и.о.мэра Вологды Сергей Воропанов, ставший первым после многолетнего перерыва главой города, принявшим участие в крестном ходе по случаю данного праздника. У Поклонного креста на месте разрушенного собора владыка Игнатий совершил благодарственный молебен, славление святителю Маркеллу Вологодскому и обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Мы сегодня возносим хвалу Господу за спасение Вологды. Как свидетельствует история, тот народ, который забывает свою историю, не имеет своего будущего. 20 лет назад был установлен этот поклонный крест. В советский период времени вообще изглаживалась память о трагическом событии XVII века в истории города, и уже в наше время, совсем в недалёком прошлом, Спасо-Всеградский собор был разрушен. Нам надо делать правильные выводы, учиться на ошибках истории и не повторять их. Господь даёт нам шанс изгладить грехи наших отцов, разрушивших собор, и не продолжать их»[14]. Также владыка отметил в своём слове, что вместе с вологжанами прошёл в крестном ходе и молился вместе со всеми и мэр города. «Это даёт большую надежду, что Вологодская епархия и администрация города будут продолжать вместе двигаться по пути исправления кривизны истории, к светлому и доброму»[15].  Обратился к присутствующим и Сергей Александрович: «Сегодня исторический момент. Крестный ход в память о святителе Маркелле проходит впервые. Это важное событие для вологжан, так как этот святой – один из защитников Вологды. Благодаря ему город смог победить страшную болезнь, которая «выкосила» большую часть жителей. Вера помогла вологжанам тогда, и сегодня духовное развитие Вологды – это наша общая задача»[16].


ПРИМЕЧАНИЯ 


[1]  http://premier.region35.ru/article/otec-vologdy-2


[2]  Тогдашний главный редактор газеты «Премьер» Марина Липина.


[3]  Кужлев Анатолий Фёдорович (1935 – 2014), заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин города Вологды (1995). Директор треста «Вологдапромстрой», директор института «Вологдагражданпроект», впоследствии работал в правлении коммерческого банка. Был депутатом горосовета и облсовета.


[4] https://vk.com/wall-26933018_27121


[5]  Балакшин Р.А. Мой город милый. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Вологда, 2014. С.38 – 41.


[6] http://vologda.mk.ru/articles/2013/03/05/821570-spas-vsemilostivyiy.html


[7]  http://newsvo.ru/news/95406


[8]  https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/3476128-koleso-razdora.html


[9] http://vologdaregion.ru/news/2017/11/16/pamyatnik-na-ploschadi-revolyucii-zamenyat-fontanom


[10] Там же. 


[11]  http://newsvo.ru/news/95406


[12]  https://alex-vologda35.livejournal.com/18685.html


[13]  http://vologda-mitropolia.ru/msluzheniya/item/8885-pervyj-obshchegorodskoj-krestnyj-khod-v-den-pamyati-svyatitelya-markella-vologodskogo-sostoyalsya-v-vologde


[14] Там же.


[15] Там же. 


[16] Там же. 


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 



Маркелл. Рукоположен в 1645 году, января 17 дня [27 января по новому стилю - С.З.], из игуменов Соловецкого монастыря. Он в 1649 году свидетельствовал мощи. Преп.Кирилла Новоезерского, а в 1650 году преложил в раку мощи благоверного князя Иоасафа Каменского. Он был в 1656 году в Москве на соборе о исправлении книжном. При нём выстроен каменный Архиерейский дом с кладовыми и погребами, где ныне помещаются эконом и казначей. В 1658 году, по учреждении епархии Вятской и Великопермской, приписаны к Вологодской епархии уезды Белоезерский и Чарондский и с тех пор Архиепископы Вологодские стали титуловаться Вологодскими и Белоезерскими.  В 1663 году, он, заболевши в великий пост, марта 15 дня [25 марта по новому стилю - С.З.] написал завещание о имении своём и погребении тела своего в Соловецком монастыре. Пред кончиною приняв схиму, скончался того же марта 22 дня [1 апреля по новому стилю - С.З.]. Погребение его совершал Ростовский Митрополит Иона Мая 2 дня [12 мая по новому стилю - С.З.], того же дня опустил тело на судне в Соловецкий монастырь, где и погребено оно, по завещанию, в Германовой часовне. Настольная его грамота, данная от Патриарха Иосифа, хранится при архиерейских казначейских делах.


Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древне-пермской и Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. №22. С.853 - 854.


Память отмечается 22 марта/4 апреля, 18/31 октября, в соборах Вологодских (3-я неделя после Троицы) и Соловецких (9/22 августа) святых. Частица мощей святого находится в Воскресенском кафедральном соборе Вологодской епархии, там же находится икона с частицей его честных мощей. Инициатором возрождения чествования памяти святителя Маркелла является митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.